|
|
|
КАРТА
САЙТА
************** |
|
|
|
"Калькуляция
и учет"
словарь основных
понятий и терминов
+
Список нормативной
литературы
см.
здесь...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
СПРАВОЧНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
|
Словарь
бухгалтерских терминов // Основы бухгалтерского учета. Теория
дисциплины. Практические занятия : учебное пособие / В. М. Богаченко,
Н. А. Кириллова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс,
2015. – С. 296-301. – (Среднее профессиональное образование).
Словарь
бухгалтерских терминов
А
-
Аванс
(фр. avarice) – 1) денежная сумма, выдаваемая в счет условленного
платежа (задаток) или в счет расходов, по которым отчет будет
дан впоследствии (авансовые суммы); 2) < делать авансы)>
– давать обещания, заигрывать.
-
Ажур
(фр. ajour – вдень) – в бухгалтерии такое состояние счетоводства,
при котором записи в счетных книгах делаются в день совершения
операции.
-
Аккредитив
(нем. Akkreditiv, от лат. accreditivus – доверительный) –
документ, содержащий приказ одного кредитного учреждения другому.
-
Актив
(лат. activus – деятельный, действительный) – одна из сторон
бухгалтерского баланса, отражающая хозяйственные средства
по составу и размещению.
-
Акцепт
(лат. acceptus – принятый) – 1) согласие на предложение вступить
в договор; 2) принятие документа к платежу путем подписи на
векселе, счете.
|
-
Алименты
(лат. alimentum – пища, питание) – средства на содержание,
которые обязаны предоставлять одни лица другим.
-
Амортизация
(нем. Amortisation – погашение) – списание части стоимости
основных средств на готовую продукцию.
-
Анализ
(греч. analysis – разложение, расчленение, разбор) – метод
исследования путем разложения предметов и явлений на составные
части
-
Аннулировать
(лат. annullare – уничтожать) – упразднять, отменять, объявлять
недействительным.
-
Аналитический
учет – учет, который ведется в лицевых, материальных и иных
аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную
информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных
операциях внутри каждого синтетического счета.
-
Аренда
(лат. arendare – отдавать внаймы) – наем на срок, главным
образом недвижимости (помещений, земли и т.д.), за определенную
плату с правом пользования и извлечения доходов.
-
Аудит
(от лат. audio – он слышит, слушатель) – независимая проверка,
осуществляемая аудиторской организацией (независимыми специалистами).
Б
-
Баланс
(фр. balance – весы) – состояние хозяйственных средств и источников
организации на определенную дату в денежном выражении.
-
Бланк
(фр. blanc – белый) – лист бумаги с печатным названием организации,
предназначенный для составления документа по определенной
форме.
-
Бухгалтер
(нем. Buchhalter – от Buck – книга и halten – держать) – специалист
по организации и ведению бухгалтерского учета.
-
Бухгалтерский
документ – письменная регистрация хозяйственной операции.
-
Бухгалтерский
счет – способ группировки, систематизации и регистрации информации
о состоянии средств, источников, хозяйственных процессов.
-
Бухгалтерский
учет – сплошное, непрерывное взаимосвязанное отражение хозяйственной
деятельности организации на основании документов, в различных
измерителях.
-
Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной
информации об объектах учета, в соответствии с требованиями
к бухгалтерскому учету, и составление на ее основе бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
-
Бухгалтерская
(финансовая) отчетность – информация о финансовом положении
экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате
его деятельности и движении денежных средств за отчетный период,
систематизированная в соответствии с требованиями, установленными
законом «О бухгалтерском учете».
В
-
Валюта
(ит. valuta – цена, стоимость) – денежная система, принятая
в данной стране и денежная единица дан ной страны.
-
Вексель
(нем. Wechsel – перемена, размер) – возникшее долговое обязательство
об уплате определенному лицу или предъявителю векселя определенной
суммы в определенный срок.
Г
-
Главная
книга – учетный регистр синтетического учета, открываемый
на год.
-
Гудвилл
(англ. goodwill) – деловая репутация, имидж фирмы.
Д
-
Двойная
запись – метод бухгалтерского учета, при котором каждая хозяйственная
операция отражается дважды: в дебете одного счета и в кредите
другого счета в одной и той же сумме.
-
Дебет
(лат. debet – он должен) – левая часть счета бухгалтерского
учета.
-
Дебитор
(лат. debitor) – должник.
-
Денежный
измеритель – один из измерителей в бухгалтерском учете, при
помощи которого разнообразные хозяйственные явления обобщаются
в единой денежной оценке.
-
Депонировать
(лат. deponere) – отдавать на хранение; делать взнос, вклад.
-
Дивиденд
(лат. dividendus – подлежащий разделу) – часть прибыли, полученной
акционерным обществом, которая должна быть распределена среди
акционеров.
-
Долгосрочные
кредиты и займы – кредиты и займы, выдаваемые на срок более
1 года.
Ж
З
-
Забалансовые
счета – счета, на которых учитываются ценности, не принадлежащие
данной организации, но временно у нее находящиеся.
-
Запись
хронологическая – регистрация хозяйственных операций в хронологическом
порядке.
И
-
Инвентаризационная
опись – документ, в котором отражаются данные по проведению
инвентаризации.
-
Инвентаризация
(лат. inventarium – роспись, опись) – точная и подробная опись
имущества. Сличение фактических остатков с учетными данными
путем переветивания, перемеривания, пересчета.
-
Инвентарная
карточка – учетный регистр, предназначенный для учета каждого
отдельного объекта основных средств.
К
-
Калькуляция
(от лат. calculatio – счисление) – исчисление всех элементов
себестоимости продукции, товара, выполненных работ и услуг.
-
Кассовая
книга – учетный регистр для ведения кассовых операций в течение
года.
-
Классификация
счетов бухгалтерского учета (лат. classis – разряд + facere
– делать) – 1) распределять предметы, явления, понятия по
классам; 2) группировка счетов бухгалтерского учета по определенным
признакам.
-
Книги
бухгалтерские – сброшюрованные свободные листы определенного
формата и графления.
-
Комбинированные
документы (лат. comblnare) – 1) соединять, сочетать; 2) документы,
содержащие в себе ряд признаков других документов. Например,
приходный кассовый ордер – комбинированный документ, поскольку
является распорядительным и исполнительным документом бухгалтерского
оформления.
-
Корректура
(лат. correctio – поправка) – исправление ошибок в документах,
учетных регистрах.
-
Кредит
(лат. credit – он верит) – в бухгалтерском учете правая сторона
счета.
-
Кредит
(лат. creditum – ссуда, долг; credere – верить) – предоставление
в долг товаров или денег.
Л
-
Лизинг
(англ. leasing) – долгосрочная аренда машин, оборудования,
транспортных средств, сооружений производственного назначения,
при которых арендатор постепенно погашает задолженность по
мере использования имущества.
-
Лимит
(лат. limes – предел) – предел, ограничение, грань. Например,
лимит кассы, т.е. предельная сумма, которая может находиться
в кассе организации.
М
-
Мемориал
(ит. memoriale – памятная запись) – 1) записки, дневник; 2)
бухгалтерская книга для ежедневных записей торговых операций.
-
Метод
(греч. methodos – исследование) – прием, способ или образ
действия.
Н
-
Налоги
– обязательные платежи в бюджет. Натуральные измерители –
предназначены для отражения в учете хозяйственных средств
и процессов счетом, мерой, весом.
-
Недостача
товарно-материальных ценностей – выявленная путем проведения
инвентаризации разница между учетными данными и фактическими.
-
«Ноу-хау»
(англ. know-how – букв. знать как) – новейшие достижения,
технологии производственного опыта, практического умения,
приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности организации.
О
-
Оборотные
ведомости – обобщение данных синтетических счетов; аналитических
– к определенному синтетическому счету.
-
Оперативный
учет – один из видов хозяйственного учета. Его отличительная
особенность – быстрота обеспечения данных; не всегда отражается
в документах, может передаваться по телефону, телеграфу, факсу
и т.д.
-
Отчетность
– завершающий этап учетной работы. Составляется документация,
отражающая имущественное, финансовое положение, финансовые
результаты деятельности организации на определенную дату.
П
-
Пассив
(от лат. passives – страдательный, недеятельный) – правая
часть баланса, отражающая хозяйственные средства по источникам
их образования.
-
Пассивные
счета – синтетические счета, на которых отражаются хозяйственные
средства по источникам их образования.
-
План
счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень
счетов бухгалтерского учета. Введен с 1 января 2001 г. согласно
Приказу Минфина России М 94-н от 31.10.2000 г.
-
Подотчетные
лица – лица, получившие денежные суммы под отчет (на командировку,
на хозяйственные расходы и т.д.).
Р
-
Развернутое
сальдо – сальдо в активно – пассивных счетах, оно может быть
и дебетовое и кредитовое. Например, счет 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами)».
-
Расходы
будущих периодов – произведенные в текущее время, но относящиеся
к будущим отчетным периодам.
-
Регулирующие
счета – счета, корректирующие основные счета. Например, счет
02 «Амортизация основных счетов)», счет 05 «Амортизация нематериальных
активов)», счет 42 «Торговая наценка)».
С
-
Сальдо
(ит. saldo – расчет) – остаток.
-
Синтетические
счета – предназначены для обобщающей группировки и учета хозяйственных
средств, источников, процессов в организации.
-
Синтетический
учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах
имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным
экономическим признакам, который ведется на синтетических
счетах бухгалтерского учета.
-
Стандарт
бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально
необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые
способы ведения бухгалтерского учета.
-
Сторно
(ит. Storno – перевод счета) – исправление неправильной записи
(«красное сторно»).
-
Счет
первого порядка – синтетический счет, входящий в наименование
счетов плана счетов, счет второго порядка – субсчет.
Т
-
Табель
(нем. Tabelle – таблица, от лат. tabella – дощечка) – 1) таблица,
расписанная в графах, список в определенном порядке; 2) таблица
учета явки на работу и ухода с работы.
-
Трудовые
измерители – применяют для выражения хозяйственных явлений
в рабочих днях, часах, минутах, т.е. в количестве затраченного
труда, исчисленного в единицах времени.
У
-
Унификация
(лат. unio – единство + facere – делать) – приведение к единой
норме, единой форме, к единообразию.
-
Учетная
политика организации – принятая совокупность способов ведения
бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов
хозяйственной деятельности, оформленная приказом руководителя.
Ф
-
Факт
хозяйственной жизни – хозяйственная операция, на каждый факт
хозяйственной жизни должен быть составлен первичный учетный
документ по форме, утвержденной руководителем организации
и содержащий все обязательные реквизиты.
Х
-
Хозяйственная
операция (от лат. operatio – действие) – хозяйственные действия,
в результате которых изменяются хозяйственные средства по
видам и размещению и по источникам образования.
-
Хозяйственный
учет – количественное отражение и качественная характеристика
хозяйственной деятельности организации.
Ц
-
Целевое
финансирование – средства, предназначенные для осуществления
мероприятий целевого назначения и по ступившие от других организаций,
лиц, бюджета.
Ч
Э
-
Электронная
подпись – информация в электронной форме, которая присоединена
к другой информации в электронной форме (подписываемой информации)
или иным образом связана с такой информацией и которая используется
для определенного лица, подписывающего информацию.
|
|