|
|
|
КАРТА
САЙТА
ИСТОРИЯ
ПРАЗДНИКА |
Ежегодно
5 октября более 100 стран отмечает День учителя, который
был учрежден в 1994 году как Всемирный День учителя (World
Teachers' Day).
Это
профессиональный праздник всех учителей, преподавателей
и работников сферы образования — день, в который отмечаются
роль и заслуги учителей в процессе качественного образования
на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие
общества. Исторической предпосылкой для учреждения Дня
учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже
Специальная межправительственная
конференция о статусе учителей (Special Intergovernmental
Conference on the Status of Teachers).
В этот день представителями
ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан
документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей» (Recommendation
concerning the Status of Teachers).
В CССР этот профессиональный
праздник повсеместно отмечался в первое воскресенье октября
согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1
октября 1980 года «О праздничных и памятных датах». После
распада СССР неизменно в первое воскресенье октября День
учителя продолжают отмечать в Беларуси, Казахстане, Латвии,
на Украине. Россия вошла в список стран, отмечающих День
учителя. По Указу Президента Российской Федерации от 3
октября 1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя» День
учителя стали отмечать не в первое воскресенье октября,
а 5 октября.
В 2002 году почта Канады
выпустила памятную марку в честь Всемирного дня учителя.
В этот день ООН предлагает всем задуматься о том, как
изменил их жизнь хороший учитель.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Старинная
украинская легенда |
У матери был единственный сын —
дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не чаяла; по капельке собирала
росу для умывания, из тончайшего шелка вышивала рубашки. Вырос
сын — статный, красивый. Женился на девушке изумительной, невиданной
красоты. Привел молодую жену в родную хату.
Невзлюбила
молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась мать показаться
снохе на глаза, сидела в сенях А потом в сарай переселилась. Но
и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: «Если хочешь,
чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и сожги
на медленном огне».
Не
дрогнуло сердце в груди сына, околдовала его невиданная красота
жены. Говорит он матери: «Приказала мне жена убить вас, мама,
вынуть из груди вашей сердце и сжечь на медленном огне. А ослушаюсь
— уйдет она от меня. Не могу я жить без нее... не могу и ослушаться..
» Заплакала мать и отвечает сыну: «Ну что ж, сын, делай так, как
велит сердце».
Пошел
сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжег костер,
убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскаленные угли.
Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголек, ударил в лицо сыну, обжег.
Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное место. Встрепенулось
сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: «Сыночек
мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растет
у костра, приложи к обожженному месту, к листу подорожника приложи
сердце материнское... Потом в огонь положишь».
Зарыдал
сын, схватил горячее материнское сердце в ладони, вложил его в
растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто
и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.
И
столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь
всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным
и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь,
встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Постылой стала
ему жена-красавица, не мог он возвратиться к ней. Не вернулась
домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя курганами
высокими.
Такова
легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской,
нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее
бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
|
|
|
|
К
Дню учителя - 2016 |
|
Тематическая
выставка
"Учитель
- истинно
великий человек !"
Уважаемые
пользователи обращаем ваше внимание на то, что тематическая выставка,
посвященная
Дню учителя оформлена и доступна для просмотра
в традиционном и в электронном виде.
С печатными источниками можно ознакомиться в читальном зале библиотеки
СТЭК.
В локальной сети библиотеки и её электронном каталоге доступен
расширенный обзор первоисточников.
Дополнительная библиографическая, полнотекстовая и
обзорная информация представлена на данной web-странице библиотеки
колледжа. |
|
|
Раздел
1. Русские педагоги
и деятели народного образования |
-
Антология педагогической мысли : в 3 т. Т. 2. Русские педагоги
и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном
образовании / сост. Н. Н. Кузьмин. – М. : Высшая школа, 1989.
– 464 с. : ил.
Аннотация:
Представлены работы прогрессивных русских педагогов и деятелей
просвещения по вопросам трудового воспитания и профессионального
образования. В книге предпослана вступительная статья, характеризующая
особенности подхода каждого из авторов; перед их работами
приводятся краткие биографические сведения.
|
Из
содержания:
|
-
Разработка
теории трудового воспитания и профессионального образования
в России. – С. 5.
-
Раздел
I. Вопросы трудового воспитания и подготовки к трудовой деятельности
в педагогическом наследии прогрессивных русских мыслителей
и педагогов эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических
отношений (XVIII век – первая половина XIX века). – С. 35.
-
В.Н.
Татищев. – С. 36.
Наказ В.Н. Татищева комиссару Уктусского и Алапаевского заводов
Т.М. Бурцову об устройстве заводских школ. – С. 37.
Инструкция учителю арифметической школы Кунгура Дмитрию Одинцову
о порядке школьного преподавания. – С. 38.
Заводской устав. – С. 40.
Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать.
– С. 42.
-
В.И.
Геннин. – С. 49.
О содержании школ словесной и арифметической. Во оных должность
учителей. – С. 50.
-
М.В.
Ломоносов. – С. 53.
Слово о пользе химии. – С. 54.
-
И.И.
Бецкой. – С. 57.
Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества.
– С. 58.
Генеральный план Московского воспитательного дома. – С. 61.
-
А.Н.
Радищев. – С. 64.
Рассуждение о труде и праздности. – С. 65.
Путешествие из Петербурга в Москву. – С. 69.
-
Раздел
II. Вопросы трудового воспитания и профессионального образования
в произведениях прогрессивных педагогов и деятелей народного
образования России периода капиталистического развития (60-90-е
годы XIX века). – С. 73.
-
Н.П.
Огарев. – С. 74.
Народная политехническая школа. – С. 75.
Народные земледельческие училища. – С. 83.
-
Н.Г.
Чернышевский. – С. 87.
Экономическая деятельность и законодательство. – С. 88.
Основания политической экономии. – С. 89.
Очерки из политической экономии (по Миллю). – С. 95.
-
Д.И.
Писарев. – С. 99.
Школа и жизнь. – С. 100.
Мыслящий пролетариат. – С. 115.
-
Н.И.
Пирогов. – С. 125.
Школа и жизнь. – С. 126.
-
К.Д.
Ушинский. – С. 138.
Труд в его психическом и воспитательном значении. – С. 139.
Необходимость ремесленных школ в столицах. – С. 162.
-
Н.X.
Вессель. – С. 169.
Профессиональные школы и обучение ремеслам. – С. 170
-
Н.А.
Корф. – С. 175.
Педагогически-ремесленные мастерские при элементарной школе.
– С. 176.
-
Е.Н.
Андреев. – С. 193.
Об образовании мастеров. – С. 194.
Школьное дело в России. Наши общие и специальные школы.
– С. 195.
Правильная постановка, общественное значение и экономическая
сторона технического образования. – С. 202.
|
-
И.А.
Вышнеградский. – С. 214.
Проект общего нормального плана промышленного образования
в России. – С. 215.
-
К.Ю.
Цируль. – С. 223.
Ручной труд в общеобразовательной школе. – С. 224.
Педагогический ручной труд как средство художественного воспитания.
– С. 243.
-
М.Л.
Песковский. – С. 248.
Профессиональная школа и подъем отечественной промышленности.
– С. 249.
-
Раздел
III. Основные вопросы трудового воспитания и профессионального
образования в прогрессивной педагогике России периода империализма
(90-е годы XIX века – октябрь 1917 г.). – С. 259.
-
И.А.
Анопов. – С. 260.
По вопросу о средней общеобразовательной школе с применением
ее к запросам и нуждам современной жизни некоторых местностей
России. – С. 261.
-
С.А.
Владимирский. – С. 269.
Низшая профессиональная школа в России, что от нее требуют
и что она дает. – С. 270.
Об образовательном значении практических занятий в мастерских
технических школ. – С. 277.
-
A.Г.
Неболсин. – С. 295.
Организация курсов для взрослых рабочих. – С. 296.
Школьное обучение рабочих на фабриках и заводах. – С. 307.
-
И.А.
Стебут. – С. 312.
О постановке профессионального образования в связи с постановкой
общего образования. – С. 313.
-
С.Н.
Кривенко. – С. 321.
Физический труд как необходимый элемент образования. – С.
322.
-
П.А.
Кропоткин. – С. 327.
Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с
земледелием, и умственный труд с ручным. – С. 328.
-
B.
И. Фармаковский. – С. 347.
Педагогика дела. Теория и практика трудового обучения в школе.
– С. 348.
-
П.Ф.
Каптерев. – С. 352.
Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и
деятели. – С. 353.
-
Г.В.
Плеханов. – С. 366.
Письма без адреса. – С. 367.
- Н.К.
Крупская. – С. 398.
Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?. – С. 399.
К обновлению народной школы. – С. 402.
Народное образование и демократия. – С. 405.
Комментарии и примечания. – С. 439.
|
-
Учитель
: статьи, документы, педагогический поиск, воспоминания, страницы
литературы / ред.-сост. Д. Л. Брудный. – М. : Политиздат,
1991. – 350 с.
Аннотация:
В сборник включены высказывания деятелей мировой и отечественной
науки и культуры, а также философов древности об учителе и
его роли в жизни общества. Разнообразие материала, яркость
текстов – все это делает сборник настольной книгой об учителе.
|
Из
содержания: |
- ЗАВЕТЫ
КОРИФЕЕВ
Великая дидактика / Я. А. Коменский. – С. 70.
Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного
метода воспитания / И. Г. Песталоцци. – С. 72.
Назначение и цель жизни человека и учителя / А. Дистервег. –
С. 73.
Предмет деятельности всей жизни / К. Д. Ушинский. – С. 75.
Вопросы педагогики, просвещения и нравственного воспитания /
В. Г. Белинский. – С. 79.
Чтобы в воспитании господствовала разумность / Н. А. Добролюбов.
– С. 81.
Педагогические высказывания / Я. Г. Чернышевский. – С. 86.
Школа и жизнь / Д. И. Писарев. – С. 91.
Соединять в себе любовь к делу и к ученикам / Л. Н. Толстой.
– С. 92.
Из педагогических сочинений / Я. И. Пирогов. – С. 96.
Идеал народного учителя / В. И. Водовозов. – С. 98.
О преподавании русской литературы / В. Я. Стоюнин. – С. 100.
Беседы о преподавании словесности / B. П. Острогорский. – С.
103.
Способности / Януш Корчак. – С. 105.
На пути к трудовой школе / C. Т. Шацкий. – С. 107.
Педагогика / М. М. Пистрак. – С. 108.
Как получается незаурядная школа / Ан. Рыбаков. – С. 109.
Проблемы педагогического мастерства / A. С. Макаренко. – С.
111.
Не халдеи, а учителя / B. Н. Сорока-Росинский. – С. 117.
Учитель – живая личность / П. П. Блонский. – С. 120.
Этюды о коммунистическом воспитании / B. А. Сухомлинский. –
С. 123.
Мудрые мысли. – С. 131.
- ПРИЗВАНИЕ
Педагогический опыт новаторов. – С. 146.
Так что же мешает понять человека? / Иван Васильев. – С. 146
Единство цели / Ш. А. Амонашвили. – С. 147.
С чего начинается учитель? / М. П. Щетинин. – С. 151.
Когда легко учиться / C. И. Лысенкова. – С. 155.
Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов. – С. 158.
Учим творчеству / И. П. Волков. – С. 161.
Уроки истории – уроки жизни / Т. И. Гончарова. – С. 165.
Город мастеров / Е. Ю. Сазонов. – С. 168.
Народный учитель Советского Союза. – С. 171.
Слово об образовании и воспитании. – С. 190.
- УЧИТЕЛЬ
В ИХ ЖИЗНИ
Секрет простой / Александр Твардовский. – С. 199.
Школа сильна учительским коллективом / С. Я. Маршак. – С. 202.
Уметь зажигать сердца / Борис Полевой. – С. 203.
Школа – прежде всего учитель / Анатолий Алексин. – С. 204.
Быть влюбленным в свое дело / К. И. Скрябин. – С. 206.
Янтарная сказка / Эдуардас Межелайтис. – С. 207.
Школе нужен яркий учитель / С. А. Крутилин. – С. 209.
Учитель – святое слово / И. В. Петрянов-Соколов. – С. 211.
Подарок учителя / A. В. Беляков. – С. 213.
Никогда не забуду первую встречу с учителем / Федор Абрамов.
– С. 214.
Входить в класс с ясной душой / B. П. Марецкая. – С. 216.
Уметь связать свой предмет с современностью / Б. П. Чирков.
– С. 217.
|
-
Настоящий учитель воспитывает собственными поступками и делами
/ A. И. Покрышкин. – С. 218.
Учитель всегда для нас пример – и на земле, и в космосе / B.
Д. Зудов. – С. 220.
Мой учитель – Завадский / Ростислав Плятт. – С. 221.
Пусть всем нашим детям достанутся лучшие педагоги / C. Л. Соловейчик.
– С. 222.
- ГЕРОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Русские писатели-классики об учителе. – С. 225.
Капитанская дочка / А. С. Пушкин. – С. 225.
Дубровский / А. С. Пушкин. – С. 226.
«Любитель тишины и похвального поведения» / Н. В. Гоголь. –
С. 227.
Детские годы Багрова-внука / С. Т. Аксаков. – С. 228.
Детство Темы / Н. Г. Гарин-Михайловский. – С. 230.
Человек в футляре / А. П. Чехов. – С. 234.
Из советской художественной литературы. – С. 238.
А. П. Чехов и народный учитель / М. Горький. – С. 238.
Учитель декабристов / Ю. Н. Тынянов. – С. 240.
Отец Ленина / Мариэтта Шагинян. – С. 242.
Школа / Садриддин Айни. – С. 244.
Первый учитель / Чингиз Айтматов. – С. 245.
Гремит «Авроры» эхо / Евгений Евтушенко. – С. 249.
Далекие годы / Константин Паустовский. – С. 252.
Приезд в стойбище / Г. Ходжер. – С. 255.
- Педагогическая
поэма / А. С. Макаренко. – С. 262.
Учитель словесности / Савва Дангулов. – С. 267.
Песчаная учительница / Андрей Платонов. – С. 272.
Учитель / Владимир Луговской. – С. 276.
Дом учителя / Георгий Березко. – С. 277.
У классной доски / Лев Кассиль. – С. 281.
Обелиск / Василь Быков. – С. 285.
Учитель / Александр Межиров. – С. 288.
- Повесть
о моем отце / Георгий Гулиа. – С. 289.
Учитель / Михаил Дудин. – С. 294.
Бригантина / Олесь Гончар. – С. 296.
Последний поклон / Виктор Астафьев. – С. 300.
Мой учитель / Ярослав Смеляков. – С. 304.
Тринадцатый подвиг Геракла / Фазиль Искандер. – С. 304.
Учитель Савва Ильич / Владимир Тендряков. – С. 311.
Уроки французского / Валентин Распутин. – С. 314.
Простите нас! / Юрий Бондарев. – С. 321.
- НЕ
СМЕЙТЕ ЗАБЫВАТЬ УЧИТЕЛЕЙ
Не смейте забывать учителей / Андрей Дементьев. – С. 327.
|
-
Хрестоматия
по истории советской школы и педагогики : учебное пособие
для студентов педагогических институтов / под ред. чл.-корр.
АПН СССР, д-ра пед. наук, доцента А. Н. Алексеева и канд.
пед. наук, доцента Н. П. Щербова ; сост. и авт. вводных очерков
канд. пед. наук, доцент М. И. Анисов. – М. : Просвещение,
1972. – 407 с. : ил.
Аннотация:
Хрестоматия
составлена в соответствии с программой по истории педагогики.
|
Из
содержания: |
-
Анатолий Васильевич Луначарский
Что такое образование? Из речи, произнесенной на открытии, курсов
инструкторов по внешкольному образованию. – С. 193.
Единая трудовая школа и техническое образование. – С. 209.
- Станислав
Теофилович Шацкий
Предисловие к книге «Годы исканий». – С. 211.
Из статьи «Изучение жизни и участие в ней». (По поводу программ
ГУСа). – С. 218.
О том, как мы учим. – С. 223.
|
- Павел
Петрович Блонский
Из статьи «Задачи и методы новой народной школы». – С. 233.
Из книги «Основы педагогики». – С. 251.
-
Антон Семенович Макаренко
Проблемы школьного советского воспитания : лекции, прочитанные
сотрудником Наркомпроса в январе 1938 г.. – С. 255.
Некоторые выводы из моего педагогического опыта : доклад на
встрече с учителями начальных и средних школ Ленинградской области
16 октября 1938 г.. – С. 271.
|
|
|
Раздел
2. Воспитатели настоящего человека |
|
|
-
Васильцова
З. П. Мудрые заповеди народной педагогики : заметки журналиста
/ З. П. Васильцова. – 2-е изд., доп. – М. : Педагогика, 1988.
– 160 с. : ил.
Аннотация:
Положительный
опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся
издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей
многонациональной страны, не теряют своей значимости и по
сей день. Предлагаемая вниманию читателей книга раскрывает
опыт воспитания, выявляет наиболее яркие традиции и принципы
воспитания, являющиеся кладезем народной педагогической мудрости.
ОТ АВТОРА
( С. 3-5.)
Педагогическая
тематика всегда актуальна, поскольку она обращена к Человеку,
к его будущему, она вынуждает думать, взглянуть на себя со
стороны, дабы наши собственные ошибки и несовершенство не
обернулись ошибками и несовершенством наших детей.
Педагогические книги раскупаются
нарасхват. Отцы и матери, журналисты и ученые и просто энтузиасты
бережно и тщательно, как золотоискатели, изучают книги педагогов,
опыт известных своими педагогическими достижениями семей.
Народ – воспитатель, народ –
педагог... Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй,
трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами
и дедами, но и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях.
И века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение
и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем зиждется
все человечество, и того частного, что составляет неповторимое
лицо данного народа.
Внимательно штудируя ученые
труды, мы, живущие в многонациональной стране, должны чаще
заглядывать в педагогические запасники каждого из народов
Советского Союза, учиться мудрости и опыту воспитания у казахов
и русских, у латышей и эвенков.
Мы решили побывать в гостях
у разных народов нашей страны, внимательно понаблюдать за
тем, как воспитывают они своих детей, и о лучших традициях
рассказать в нашей книге.
...Разные колыбельные и разные предания слушают дети в стойбище
и в ауле, в кишлаке и в деревне, разная музыка звучит вокруг
них в будни и в праздники, не похож друг на друга труд их
матерей и отцов. Но, поднимая к свету и жизни еще зеленые
ростки, родители, где бы они ни жили, какой бы ни представляли
народ, воспитывают в своих детях любовь к Родине, матери,
труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего
поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость,
мужественность, совестливость – качества, которые пестует
каждый народ в детях. И это основа, это «киты» народной педагогики.
Но при общем идеале совершенного
человека существуют национальные, семейные традиции воспитания.
В нашей книге мы стремились показать, как бесконечно разнообразна
палитра национальных методов воспитания, сколько духовного
богатства и мудрости хранят они. И потому нам стоит не только
внимательно присмотреться к тем традициям воспитания подрастающего
поколения, которые уже существуют тысячелетия и которые так
бережно хранит наш народ, но осмыслить их, воспринять, открыть
им дверь в нашу жизнь, учитывая при этом, что, сформировавшись
в определенных жизненных условиях, впитав в себя исторический
опыт народа, своеобразные народные традиции воспитания хороши
и действенны прежде всего у себя «дома». Их трудно, а порой
и невозможно перенести в другой край. Да и не стоит это делать
механически.
Но мы обращаемся к народной
педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник
педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому,
что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь
времен и поколений, а «человек без памяти прошлого, поставленный
перед необходимостью заново определить свое место в мире,
человек, лишенный исторического опыта своего народа и других
народов, оказывается вне исторической перспективы и способен
жить только сегодняшним днем», – сказал Ч. Айтматов.
Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам
решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место.
Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что в опыте
наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в
наш век прорастут и дадут добрые всходы.
На страницах книги выступят
не только ученые-педагоги, занимающиеся изучением народных
педагогических традиций, но философы и писатели, учителя и
рабочие, – словом, люди самых разных профессий. Приглашаем
и вас, читатель, присоединиться к общему разговору, поразмышлять
над тем, что в нас отмирает с течением времени, а что остается
свято и неприкосновенно.
Только, пожалуйста, не думайте,
что, перевернув последнюю страницу, вы прочитали всю «Книгу
народной педагогики». Перед вами лишь самые первые ее главы.
Материал для будущей «Книги народной педагогики» еще только
собирается, обдумывается, изучается учеными, педагогами, просто
энтузиастами. К тому же еще не весь огромный, веками накопленный
опыт – только наш Советский Союз населяют более ста наций
и народностей! – стал объектом пристального и доброго внимания
людей, отыскивающих в повседневной жизни народа крупинки-золотинки
народного педагогического мастерства.
|
|
|
-
Макаренко
А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко ; сост. : Р.
М. Бескина, М. Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1988. –
304 с. : 1 л. портр. – (Библиотекака учителя. Педагогические
раздумья).
Аннотация: В
сборнике собраны все важнейшие работы А. С. Макаренко по гражданскому
воспитанию молодого поколения. Сборник построен по тематическому
принципу, причем заголовки даны составителями. Большое внимание
уделено проблеме гуманизма советского воспитания, возможностям
детского коллектива, трудовому воспитанию, ценности человеческой
личности, дисциплине как нравственному и политическому явлению.
|
Из
содержания: |
-
Проблемы воспитания гражданина в педагогическом наследии А.
С. Макаренко и их значение для современной теории и практики
воспитания. – С. 7.
- КАКИМ
ДОЛЖЕН БЫТЬ ГРАЖДАНИН. – С. 35.
- Гражданственность
– основа целостной личности. – С. 36.
- Квалифицированность,
политическая и экономическая грамотность труженика. – С. 48.
|
- Образованность,
общая культура. – С. 72.
- Социальная
ответственность. – С. 80.
- Умение
работать в коллективе. – С. 97.
- Дисциплинированность.
– С. 109.
- Оптимизм.
– С. 148.
- МЕТОДИКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. – С. 161.
- О
системе воспитания. – С. 162.
- Воспитание
в коллективе. – С. 170.
- Труд
как средство воспитания. – С. 220.
- Традиции
и перспективы. – С. 244.
|
|
-
Макаренко
А. С. Избранные педагогические произведения : статьи, лекции,
выступления / А. С. Макаренко ; под общ. ред. Е. Н. Медынского,
И. Ф. Свадковского ; сост. И. Ф. Козлов. – М. : Учпедгиз,
1946. – 304 с.
|
Из
содержания: |
- I.
Статьи по общим вопросам воспитания. – С. 22.
- Цель
воспитания. – С. 22.
- Педагоги
пожимают плечами. – С. 31.
- Воля,
мужество, целеустремлённость. – С. 39.
- Проблемы
воспитания в советской школе. – С. 44.
- Воспитание
характера в школе. – С. 48.
- Не
может быть. – С. 51.
- Максим
Горький в моей жизни. – С. 57.
- II.
Проблемы школьного советского воспитания. – С. 67.
- Лекция
1. Методы воспитания. – С. 67.
- Лекция
2. Дисциплина, режим, наказания и поощрения. – С. 86.
- Лекция
3. Педагогика индивидуального действия. – С. 108.
- Лекция
4. О трудовом воспитании. – С. 128.
- Лекция
5. Отношение, стиль, тон в коллективе. – С. 144.
|
- III.
Некоторые выводы из педагогического опыта. – С. 159.
- Некоторые
выводы из моего педагогического опыта. – С. 159.
- Заключительное
слово А.С. Макаренко. – С. 169.
- Мои
педагогические воззрения. – С. 174.
- О
моём опыте. – С. 192.
- Воспитание
в семье и школе. – С. 210.
- IV.
Воспитание в семье. – С. 238.
- Лекция
1. Общие условия семейного воспитания. – С. 238.
- Лекция
2. О родительском авторитете. – С. 245.
- Лекция
3. Дисциплина. – С. 253.
- Лекция
4. Игра. – С. 262.
- Лекция
5. Воспитание в труде. – С. 270.
- Лекция
6. Семейное хозяйство. – С. 279.
- Лекция
7. Воспитание культурных навыков. – С. 287.
- Лекция
8. Половое воспитание. – С. 295.
|
- Макаренко
А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. – М. : Педагогика,
1983. – 160 с.
Аннотация:
«Книга
для родителей» – художественно-публицистическое произведение,
посвященное проблемам семьи и семейного воспитания. В книге
отражены педагогические взгляды А. С. Макаренко, его наблюдения,
размышления и выводы о воспитании характера и поведения детей,
организации быта и режима в семье.
|
|
|
- Мудрость
воспитания : книга для родителей / сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д.
Днепров, Г. Б. Корнетов. – 2-изд., доп. – М. : Педагогика, 1989.
– 304 с. : ил. – (Библиотека для родителей).
Аннотация:
Предлагаемое издание знакомит читателей с мыслями выдающихся
педагогов, ученых, писателей, общественных деятелей о воспитании
ребенка, о роли семьи, школы, окружающего мира в становлении
и развитии его личности, в формировании у него гуманистических
идеалов.
|
Из
содержания: |
- Об
образовании и обучении
«Не станем напрасно терять времени...» / Квинтилиан. – С. 241.
- Крайности
раннего обучения / В. Ф. Одоевский. – С. 243.
- Мыслить
смолоду / Э. В. Ильенков. – С. 245.
- Тренировка
мыслительных способностей / И. Г. Фихте. – С. 248.
- Отличие
труда от игры / И. Кант. – С. 250.
- В
игре перед детьми раскрывается мир / В. Ф. Шаталов. – С. 251.
- Учитесь
спрашивать / А. И. Герцен. – С. 252.
- Приохочивать,
а не приневоливать к учению / Д. И. Писарев. – С. 253.
- Первейший
инструмент развития природных дарований / Я. А. Коменский. –
С. 256.
- Образование
– это понимание к жизни / Дж. Рёскин. – С. 258.
|
- Что
такое образованный, интеллигентный человек / Н. А. Рубакин.
– С. 259.
- «Ленивый»
ученик! – Нет, гениальный поэт / Н. Г. Чернышевский. – С. 263.
- Потребность
в книге / Ш. А. Амонашвили. – С. 264.
- Дать
ребенку веру в свои силы / В. П. Вахтеров. – С. 266.
- «Бездарные»
и «бестолковые» ученики / Н. А. Добролюбов. – С. 267.
- Как
помогать детям в учебе / К. В. Бардин. – С. 270.
- Подтянуть
трудного ученика / В. А. Сухомлинский. – С. 273.
- Овладеть
профессией ученика / Ш. А. Амонашвили. – С. 276.
- Успехи
в учении и сила товарищества / И. П. Иванов. – С. 280.
- Семья
и школа : навстречу друг другу / Л. А. Кассиль. – С. 281.
|
|
-
Сухомлинский
В. А. Как воспитать настоящего человека : советы воспитателя
/ В. А. Сухомлинский ; отв. ред. В. З. Смаль. – К. : Радянська
школа, 1975. – 236 с. – (Педагогическая библиотека).
Из
содержания:
Отношение
к людям и долг перед ними. – С. 37.
Отношение
к родителям, родным, близким. – С. 52.
Понимание
жизни, добра и зла в ней. – С. 69.
Воспитание
высоких нравственных качеств и норм поведения. – С. 93.
Любовь к знаниям,
к школе, учителю. – С. 165.
Дружба, любовь,
семья. – С. 189.
Отношение к красоте
в природе и обществе. – С. 229.
|
|
|
-
Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А.
Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.
Аннотация:
Автор
– выдающийся советский педагог на основе своего опыта практической
работы и достижений современной педагогики и психологии фундаментально
обосновывает принципы воспитания ученического коллектива,
раскрывает методику организации его деятельности, характеризует
систему внутриколлектавных отношений и заостряет особое внимание
на создания благоприятных условий для социализации личности
каждого ребенка. Книга проникнута глубоким гуманизмом, стремлением
автора показать, как в современной школе необходимо воспитывать
человека-коллективиста, гражданина, творца. Это произведение,
как и все творческое наследие педагога-гуманиста, окажет большую
помощь всем школьным воспитателям. Печатается по тексту издания
в переводе Н. Дантуловой (М. : Молодая гвардия, 1975).
|
Из
содержания: |
- Школьный
коллектив. Принципы его воспитания. – С. 3.
- Принципы
воспитания школьного коллектива. – С. 5.
- Забота
человека о человеке, ответственность человека за человека –
основа организационного и морального единства школьного коллектива.
– С. 10.
- Многообразие
отношений между учениками разного возраста в школьном коллективе.
– С. 13.
- Идейно-гражданственная
основа коллектива. – С. 18.
- Идейно-гражданственное
начало духовной жизни коллектива и личности. – С. 18.
- Общение
личности с обществом – основа формирования идейно-гражданственных
убеждений коллектива и каждого его члена. – С. 21.
- Беседы
о гражданственности. – С. 24.
- Формирование
воспитательного влияния коллектива на личность. – С. 40.
- Процесс
социализации. – С. 40.
- Общение
в коллективе. – С. 45.
- Эмоциональное
богатство жизни коллектива. – С. 53.
- Духовная
жизнь коллектива и личности в мире мысли. – С. 63.
|
- Трудовая
жизнь коллектива как одна из важнейших предпосылок формирования
воспитательного влияния коллектива на личность. – С. 78.
- Творчество
в коллективе. Роль сказки в коллективной жизни детей. – С. 87.
- Радость
и доброта, сила и совесть в детском коллективе. – С. 93.
- Воспитание
идеальных представлений о красоте поведения. Формирование самооценки
и уровня требований. – С. 113.
- Мужчины
и женщины в коллективе. – С. 127.
- Юмор
в духовной жизни коллектива. – С. 143.
- Личность
учителя, педагогический коллектив и коллектив воспитанников.
– С. 152.
- Роль
личности учителя в духовной жизни коллектива и личности. – С.
152.
- Педагогический
коллектив и коллектив воспитанников. – С. 165.
- Мудрая
власть педагога над личностью и коллективом. – С. 172.
|
|
-
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива : методика воспитания
коллектива / В. А. Сухомлинский ; пер. с укр. Н. Дангуловой.
– М. : Молодая гвардия, 1975. – 240 с. : ил.
Аннотация
: Эта
работа известного советского педагога, члена-корреспондента
АПН СССР примыкает и как бы развивает идеи и положения, разработанные
в его книге «Рождение гражданина». Автор раскрывает педагогические
«секреты» воспитания юношества, огромную роль коллектива в
формировании духовного и нравственного облика подростка.
|
Из
содержания: |
-
ШКОЛЬНЫЙ
КОЛЛЕКТИВ
-
Принципы
воспитания школьного коллектива. – С. 7.
Забота человека о человеке, ответственность человека за человека
– основа организационного и морального единства школьного
коллектива. – С. 13.
-
Многообразие
отношений между учениками разного возраста в школьном коллективе.
– С. 16.
-
ИДЕЙНО-ГРАЖДАНСТВЕННАЯ
ОСНОВА КОЛЛЕКТИВА
-
Идейно-гражданственное
начало духовной жизни коллектива и личности. – С. 23.
-
Общение
личности с обществом – основа формирования идейно-гражданственных
убеждений коллектива и каждого его члена. – С. 26.
-
Беседы
о гражданстве. – С. 30.
-
ФОРМИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ЛИЧНОСТЬ
-
Процесс
социализации. – С. 51.
-
Общение
в коллективе. – С. 58.
-
Эмоциональное
богатство жизни коллектива. – С. 67.
|
-
Духовная
жизнь коллектива и личности в мире мысли. – С. 79.
-
Трудовая
жизнь коллектива как одна из важнейших предпосылок формирования
воспитательного влияния коллектива на личность. – С. 97.
-
Творчество
в коллективе. Роль сказки в коллективной жизни детей. – С.
109.
-
Радость
и доброта, сила и совесть в детском коллективе. – С. 124.
-
Воспитание
идеальных представлений о красоте поведения. Формирование
самооценки и уровня требований. – С. 140.
-
Мужчины
и женщины в коллективе. – С. 157.
-
Юмор
в духовной жизни коллектива. – С. 178.
-
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И КОЛЛЕКТИВ ВОСПИТАННИКОВ
-
Роль
личности учителя в духовной жизни коллектива и личности. –
С. 189.
-
Педагогический
коллектив и коллектив воспитанников. – С. 203.
-
Мудрая
власть педагога над личностью и коллективом. – С. 213.
-
Боец
страстный и темпераментный / Н. И. Кодак.. – С. 236.
|
|
-
Сухомлинский
В. А. Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский ; сост.
А. И. Сухомлинская. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 304 с.
: ил. – (Библиотека для родителей).
Аннотация:
В книгу «Мудрость родительской
любви» вошли произведения из педагогического наследия В.А.
Сухомлинского (1918-1970), известного советского педагога,
подвижника, отдавшего всю свою жизнь, все свое сердце самому
благородному делу на Земле – воспитанию человека. Семья –
основа всего человеческого и основа нашего общества. Забота
о семейной педагогике всегда волновала В.А. Сухомлинского,
не отделявшего школьное воспитание от семейного и считавшего,
что «нет сложнее мудрости, чем отцовская и материнская мудрость
воспитателей человека». Как воспитать настоящего человека
– вот главный вопрос его творчества.
|
|
|
-
Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский ; сост.
и авт. вступ. очерков С. Соловейчик. – 5-е изд. – М. : Политиздат,
1985. – 270 с.
Аннотация:
Эта
книга составлена необычно: по странице, по абзацу, по строчке
здесь собраны выдержки из многочисленных книг и статей В.А.
Сухомлинского. Читатель получает возможность познакомиться
с его мыслями о воспитании детей в семье и школе. «Педагогика
должна стать наукой для всех», – писал В.А. Сухомлинский.
Родители, учителя, воспитатели – все, кого волнуют вопросы
воспитания, найдут в этой книге и практический совет, и размышления
о насущных проблемах педагогики.
|
Из
содержания: |
-
I.
ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬ. – С. 3.
-
Я
твердо верю в силу воспитания. – С. 11.
-
Надо
понимать движения детского сердца. – С. 19.
-
Побуждение
к труду души. – С. 26.
-
Одно
из наиболее трудных испытаний для педагога. – С. 34.
-
Мы
стремимся к тому, чтобы в школе и стены говорили. – С. 46.
-
Добрая
половина забот – о здоровье детей. – С. 55.
-
Педагогика
должна стать наукой для всех. – С. 61.
-
II.
УЧЕНИЕ. – С. 66.
-
Знания
нужны человеку потому, что он человек. – С. 74.
-
Все
наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания
учиться. – С. 77.
-
Дети
должны жить в мире творчества. – С. 86.
-
Подлинная
школа – это царство деятельной мысли. – С. 99.
-
Чтобы
дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море
света. – С. 105.
-
III.
ТРУД. – С. 115.
-
Трудолюбие
– элемент духовной, интеллектуальной жизни. – С. 125.
-
Радость
труда – это красота бытия. – С. 130.
-
От
азбуки техники – к высокой культуре труда. – С. 139.
|
-
IV.
КРАСОТА. – С. 148.
-
Через
красивое – к человечному. – С. 156.
-
Сказка
неотделима от красоты. – С. 164.
-
Музыка
выпрямляет душу человека. – С. 169.
-
Школа
– это прежде всего книга. – С. 175.
-
Рассматривание
картин – это познание мира чувств. – С. 182.
-
V.
КОЛЛЕКТИВ. – С. 187.
-
Умейте
объединять своих питомцев. – С. 191.
-
Коллектив
– исключительно сложная духовная общность. – С. 198.
-
Что
может детский коллектив? – С. 204.
-
VI.
НРАВСТВЕННОСТЬ, УБЕЖДЕНИЯ. – С. 209.
-
Святыня
человека... – С. 217.
-
Без
высокой потребности человека в человеке нет преданности идее.
– С. 222.
-
Единство
убеждений и деятельности. – С. 234.
-
В
годы отрочества перед человеком открывается мир идей. – С.
242.
-
Интереснее,
чем сам человек, ничего в мире нет. – С. 254.
-
Учить
самовоспитанию. – С. 259.
|
|
|
Из
содержания: |
-
«Школа
радости»
Директор школы. – С. 5.
Первый год – изучение детей. – С. 13.
Родители моих воспитанников. – С. 14.
Школа под голубым небом. – С. 23.
Наш Уголок мечты. – С. 34.
Природа – источник здоровья. – С. 39.
Каждый ребенок – художник. – С. 43.
Забота о живом и прекрасном. – С. 46.
Наши путешествия в мир труда. – С. 50.
Мы слушаем музыку природы. – С. 52.
Зимние радости и заботы. – С. 61.
Первый праздник жаворонка. – С. 63.
Как мы учились читать и писать. – С. 64.
Ты живешь среди людей, мой сын. – С. 72.
Наш коллектив – дружная семья. – С. 77.
Мы живем в Саду здоровья. – С. 79.
Мысли накануне первого учебного года. – С. 80.
|
-
Годы
детства
Что такое начальная школа? – С. 84.
Здоровье, здоровье и еще раз здоровье. – С. 87.
Учение – частица духовной жизни. – С. 95.
Триста страниц «Книги природы». – С. 109.
От мира вещей – к обществу. Что откуда берется? – С. 122.
Тысяча задач из живого задачника. – С. 124.
Наши «путешествия» по земному шару. – С. 132.
Что такое империализм? – С. 138.
Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в
учении. – С. 140.
Комната сказки. – С. 153.
Продолжение сказки – наш «Остров чудес». – С. 160.
Песня открывает перед ребенком красоту мира. – С. 163.
Книга в духовной жизни ребенка. – С. 168.
Родное слово. – С. 175.
Наш Уголок красоты. – С. 188.
У истоков жизненного идеала. – С. 190.
Нельзя жить и дня без тревоги о человеке. – С. 198.
Труд одухотворен благородными чувствами. – С. 206.
Звено «Смелых и бесстрашных». – С. 236.
Мы прощаемся с летом. – С. 242.
|
|
|
-
Сухомлинский
В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. – К. : Радянська
школа, 1984. – 254 с. – (Педагогическая библиотека).
Аннотация:
В
работе даются советы учителям по различным вопросам организации,
содержания, форм, методов и приемов учебно-воспитательной
работы, по вопросам самовоспитания учащихся, воспитания гражданского
долга. Широко освещается в этом плане опыт Павлышской средней
школы.
|
Из
содержания: |
-
Что такое призвание к труду учителя? Как оно формируется? –
С. 5.
-
О здоровье и полноте духовной жизни учителя. Несколько слов
о радости труда. – С. 10.
-
Как предотвратить истощение нервных сил в процессе повседневной
деятельности. – С. 14.
-
Будьте доброжелательны! – С. 18.
-
Помните, что нет и быть не может абстрактного ученика. – С.
22.
-
Где брать время? Сутки имеют только 24 часа. – С. 26.
-
Время учителя и взаимозависимость этапов обучения. – С. 28.
-
О сохранении в памяти школьника элементарных знаний. – С. 31.
-
«Две программы обучения», развитие мышления школьника. – С.
33.
-
О работе с «трудными» школьниками. – С. 35.
-
Знания – и цель, и средство. – С. 38.
-
О добывании знаний. – С. 40.
-
Как вести учеников от фактов к абстрактным истинам. – С. 43.
-
Первое изучение материала. – С. 45.
-
. Осмысливание нового материала как этап урока. – С. 47.
-
Как проверку выполнения домашних заданий сделать эффективным
умственным трудом. – С. 50.
-
Оценки должны быть весомыми. – С. 51.
-
Мать учения не должна стать мачехой. – С. 53.
-
Как быть с проверкой тетрадей? – С. 55.
-
Содержание активной деятельности учащихся при изучении предмета.
– С. 57.
-
Учите наблюдать, учите видеть. – С. 59.
-
Как чтением развивать знания. – С. 60.
-
Чтение – важное средство умственного воспитания «трудных» учеников.
– С. 61.
-
Не допускайте диспропорции между умениями и знаниями. – С. 62.
-
В чем секрет интереса. – С. 66.
26. Боритесь за мысль и сердце своих питомцев. – С. 68.
-
Как слить мысль и чувство гражданского достоинства. – С. 73.
-
Знания и участие в общественной жизни. – С. 74.
-
Как распределить труд школьников по временам года. – С. 75.
-
Об интеллектуальной жизни воспитанника. – С. 78.
-
Чтобы не было перегрузки – необходимо свободное время. – С.
80.
-
Учите ребенка пользоваться свободным временем. – С. 83.
-
Приведите каждого ученика к очагу увлеченности. – С. 84.
-
Воспитывайте трудовыми увлечениями. – С. 86.
-
Как добиться, чтобы ученики были внимательны? – С. 89.
-
Наглядность – тропинка познания и свет, озаряющий эту тропинку.
– С. 92.
-
Советы учителю, начинающему работать в школе. – С. 95.
-
Советы учителю, готовящемуся работать с первым классом. – С.
99.
-
Как в дошкольный период изучать мышление детей. – С. 101.
-
Как развивать мышление и умственные силы детей. – С. 104.
-
Как воспитывать память. – С. 104.
-
Щадите и в то же время развивайте память подростков, юношей
и девушек. – С. 105.
-
Воспитывайте у детей любовь к рисованию. – С. 107.
-
Как готовить детей к беглому письму. – С. 109.
-
Учите детей работать и правой, и левой рукой. – С. 110.
-
Советы учителю, работающему в большой школе. – С. 111.
-
Советы учителю однокомплектной школы. – С. 113.
48. Какие планы писать учителю. – С. 115.
49. Советы относительно дневника учителя. – С. 117.
-
О воспитании своих детей. – С. 119.
|
- Часть
II
-
Кто и что воспитывает ребенка? Что в воспитании зависит от Вас,
педагога, и что – от других воспитателей? – С. 121.
-
Как готовить мать и отца к школьно-семейному воспитанию их детей.
– С. 124.
-
Как добиться, чтобы слово воспитателя доходило до сердца воспитанника.
– С. 128.
-
Как добиться, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в
единстве. – С. 132.
-
Какой же должна быть школа воспитания чувств. – С. 135.
-
Что делать, чтобы детям хотелось хорошо учиться. – С. 138.
-
Как углублять воспитательную работу с родителями по мере роста
и развития ребенка. – С. 140.
-
Как совместно с семьей руководить детским трудом. – С. 142.
-
Как трудом облагораживать сердце, воспитывать человечность.
– С. 144.
-
Как вместе с родителями воспитывать будущих матерей и отцов.
– С. 145.
-
Как воспитывать уважение к женщине – девушке, матери. – С. 147.
-
Какими качествами надо обладать педагогу как воспитателю. –
С. 149.
-
Коллектив как орудие воспитания. Как создается коллектив, на
чем он держится. – С. 152.
-
Как коллектив становится средством всестороннего развития личности.
– С. 156.
-
Как воспитывать умение подчиняться и руководить. Как воспитывать
в духе высокой требовательности. – С. 158.
-
Как воспитывать юных ленинцев. Роль учителя в жизни пионерской
организации. – С. 160.
- .Как
побуждать человека к постоянному моральному развитию и совершенствованию.
– С. 171.
-
Как добиться того, чтобы юное сердце не было равнодушным к нашей
жизни и борьбе. – С. 172.
-
Как же приходит духовная зрелость юношества. – С. 177.
-
Не бойтесь трудностей. Пусть будет трудно – без этого нет идейного
воспитания юношества. – С. 179.
-
Оберегайте чистоту душевных порывов юношества. – С. 180.
-
Как создать трудовые отношения внутри школьного коллектива.
– С. 185.
-
Разновозрастные коллективы нельзя строить на пустом месте. –
С. 186.
-
Заботьтесь о том, чтобы Ваши воспитанники были и воспитателями.
– С. 188.
-
Воспитывайте коллектив так, чтобы юноши и девушки не проходили
мимо одиночества. – С. 189.
-
Оберегайте своих питомцев от пустословия. – С. 190.
-
Как учить своих питомцев воспитывать самих себя. – С. 192.
-
Овладевайте искусством индивидуальной беседы с воспитанником.
– С. 194.
84. Как побуждать к самовоспитанию в нравственной сфере. – С.
198.
-
Как побуждать к самовоспитанию в труде и учении. – С. 203.
-
Как воспитывать самодисциплину в умственном труде. – С. 206.
-
Как побуждать к самовоспитанию в физической культуре. – С. 210.
-
При каких условиях коллектив успешно выполняет свою функцию
воспитателя личности. – С. 212.
-
Что можно и чего нельзя обсуждать в школьном коллективе. – С.
216.
-
В чем заключается самодеятельность коллектива. – С. 219.
-
В чем заключается идейное воспитание на уроках. – С. 222.
-
Как донести до ума и сердца подростков и юношества дух современности.
– С. 227.
-
Умейте сделать добродетель привлекательной. – С. 229.
-
Что такое власть педагога, в чем она должна выражаться. – С.
231.
-
Как беречь детское доверие. – С. 233.
-
Властвуйте над душой ребенка книгой, разумом, убеждениями. –
С. 237.
-
Как планировать воспитательную работу. – С. 239.
-
Как проводить воспитательную беседу с коллективом. – С. 241.
-
Как бороться с ленью. – С. 245.
-
Последний совет – по секрету. – С. 248.
|
|
-
Юности
честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Собрание
от разных авторов : печатается повелением Царского Величества
в Санкт-Петербурге лета Господня 1717, февраля 4 дня : нравоучения
от Священного Писания по алфавиту избранные / отв. за выпуск
: Т. В. Дмитракова, И. И. Рахманина ; тех ред. О. А. Денисова.
– Репринтное воспроизведение с факсимильного издания 1976
г. – М. : Планета, 1990. – 120 с.
|
|