|
|
|
КАРТА
САЙТА
|
|
День
славянской письменности и культуры отмечается в память двух
просветителей – Кирилла и Мефодия.
Братья внесли огромный вклад в развитие славянского
общества, его культуры. Письменность, созданная ими в IX
веке, позволила запечатлеть лучшие страницы российской истории,
биографии великих людей.
Размноженные
знания, наработанные за многие века славянским народом,
способствовали распространению грамотности. Социализация
в мировой цивилизации позволила ему занять соответствующее
место среди других наций.
День
славянской письменности и культуры ежегодно отмечается
24 мая, и 2016 год – не исключение. 30 января 1991 года
Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1
он получил статус государственного праздника России.
Дату
отмечают лингвисты, представители прогрессивной общественности
и религиозных организаций, ученые-славянисты, работники
культуры.
В
России праздник письменности впервые официально отпраздновали
в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании
памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус
получен в 1991 году.
Сегодня
День славянской письменности и культуры – единственный
праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные
мероприятия.
Братья
Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского
военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми
своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни
посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности
и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев
– Кирилл – с детства отличался филологическими наклонностями.
Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно
шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность
в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.
Заслуга
братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку,
разработали методику славянских словосочетаний. Ими было
переведено несколько священных книг, что способствовало
ведению и распространению богослужения на понятном для
славян языке. Кирилл и Мефодий обладали глубокими знаниями
в греческой и восточной культурах. Обобщая их опыт в области
письма, на основе славянских писаний братья создали первый
славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития
культуры и просвещения в славянских государствах. Письменность
позволила развить русское книжное дело и литературу.
Значение
вклада братьев-просветителей в распространении письменности,
а вместе с ней и религиозных знаний, было высоко оценено
служителями церкви. Братья получили статус святых после
своей смерти и собственный праздничный день.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационный
дайджест
"
В честь святых Кирилла и Мефодия"
Уважаемые пользователи!
Обращаем ваше внимание на то, что информационный дайджест
приурочен к Дню славянской письменности
и культуры.
В разных аспектах представленный материал на бумажных носителях
доступен для ознакомления и просмотра в холле и читальном зале
библиотеки колледжа.
На настоящей web-странице полнотекстовая информация о празднике,
обзор книг об издателях и библиофилах из фонда библиотеки колледжа,
электронный фотообзор работ студентов,
посвященных этому празднику, объедены в единый блок.
|
Раздел
1. " Открылся новый мир, существования которого никто раньше
не подозревал."
|
|
Ивана
Федорова, всесветно знаменитого основателя книгопечатания
в России и на Украине, знает у нас
едва ли не каждый. Но подлинное место создателя типографских шедевров
в историко-культурных связях его времени да и в последующие эпохи
немногие представляют в подлинном виде. Между тем Друкарь Москвитин,
как "его часто называли в западных землях, был одной из основных
просветительских фигур шестнадцатого столетия во всем славянском
мире. Говоря без преувеличений, по размаху деяний, по выразительности
тени, отброшенной в будущее, он напоминает таких возрожденческих
титанов, как Франциск Скорина, Альбрехт Дюрер, Николай Коперник,
создатель «книжной галактики» Иоганн Гутенберг... Кремлевский
просветитель не только вооружил Русь Московскую и Украину подвижными
типографскими литерами, что сделало и в последующие времена книгу
куда более доступной, чем та, которую медленно изготовляли согбенные
писцы в уединенных монастырских кельях. Те самые киигочии-переписчики,
боявшиеся как черт ладана описок и все-таки делавшие их,— промахов
не допускал Иван Первопечатник, у которого была ума палата. (Недаром
он вслед за «Апостолом» выпустил в Москве «Часовник», основную
учебную книгу на Руси.) Друкарь снабдил приспособлениями для печати
своих современников и потомков на десятки лет вперед. Москва,
украинские и белорусские земли получили в свое распоряжение безукоризненные
издания, ставшие навсегда образцом и гордостью отечественной культуры.
Наконец, необыкновенно важна была деятельность его учеников —
Петра Мстиславца, сыгравшего выдающуюся роль не только в Москве,
но и в Вильнюсе, где он продолжил после полувекового перерыва
дело Франциска Скорины, выдающегося белорусского гуманиста, или,
скажем, Андроника Невежи, самостоятельно выработавшего стиль московских
изданий семнадцатого века... Иван Федоров показал, как многое
может сделать один человек, осознав притягательную силу просвещения,
вооружившись на всю жизнь девизом: «Надлежит мне духовные семена
по свету рассеивать...»
Интересно сравнение московского,
украинского и белорусского Первопечатника с теми, кто в Западной
и Центральной Европе действовал в пору, когда распространилась
мысль, что целью человека является достижение счастья, отыскиваемого
на путях сочетания занятий наукой с общественно-гражданской деятельностью,
когда создавали свои книги Рабле, Эразм Роттердамский и Кампанелла.
Еще более важно увидеть Друкаря в кругу отечественных предшественников
и современников. На Западе, как мы знаем, огромные изменения в
науке и цивилизации вызвало изобретение книгопечатания, неотрывное
от успехов в самых разных сферах деятельности. Недаром тогдашние
типографы были выдающимися гуманистами. Путешествия Колумба, Васко
да Гамы и Магеллана привели к великим географическим открытиям,
земля перестала быть плоской, она получила другие очертания, она
стала большой и вместе с тем более разнообразной... Если Колумб
открывал Новый Свет, то Коперник — своим революционным учением
— новую Вселенную. У нас задолго до Васка да Гамы тверской землепроходец
Афанасий Никитин совершил хождение в Индию, одарив словесность
своего рода Одиссеей, содержавшей красочное описание далеких восточных
стран. Максим Грек, вчерашний друг итальянских гуманистов, возникнув
на московском горизонте, не только сделал первое сообщение в нашей
литературе об открытии Америки, но и познакомил Кремль с опытом
Альда Мануция, издателя, типографа, выдающегося деятеля эпохи
Возрождения, прославившего Венецию в книжном мире.
Находится все больше и больше подтверждений
тому, что Иван Федоров знал о деятельности и книгах Франциска
Скорины, выдающегося белорусского просветителя и гуманиста, заповедями
которого были: «чините добрые дела и в них богатитеся», «оставивши
в науце и в книгах вечную память и славу свою». Напомню мнение,
ставшее в настоящее время распространенным и общепризнанным: «Именно
благодаря изданиям Скорины Белоруссия оказалась первой в числе
восточнославянских стран, присоединившихся к общему развитию западноевропейского
книгопечатания, и через посредничество Праги, где сначала протекала
работа Скорины, прочно связалась с лучшими традициями не только
чешского, но также немецкого и итальянского типографического искусства»
(Микола Шчакацихин).
Не надо думать, что
Иван Федоров возник внезапно как Первопечатник.
Его деятельность была подготовлена всем предшествующим ходом развития
страны. Неоценима роль Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского
ига центром новых земель, их административным, экономическим,
культурным и историческим центром. Важно и поучительно сопоставить
Ивана Федорова с такими предвозрожденческими фигурами, как путешественник
Афанасий Никитин, как своеобразный деятель и энциклопедист Максим
Грек.
Четыреста лет назад перестало биться сердце
Ивана Федорова, Друкаря, создателя «книг пред тем невиданных».
Мы стали великой книжной державой. Созданы печатные Монбланы и
Гималаи. А начинал это дело Друкарь!
К памятнику Федорова в центре
Москвы, как и к памятнику Пушкина, что напротив Тверского бульвара,
благодарные потомки приносят цветы, чтя в Первопечатнике основателя
в землях наших расширяющейся книжной вселенной. |
|
|
|
Раздел
2. " Поэтами
рождаются. Издателями делаются." |
|
-
Альманах
библиофила / гл. ред. Е. И. Осетров. – М. : Книга, 1986. –
Вып. 20. – 328 с.
Из
содержания:
КНИГА
И ЖИЗНЬ
Владимир Еременко. Главное издательство писателей. Беседу
вела Людмила Букина 7
Чабуа Амирэджиби. Еще раз о добре в искусстве и жизни. Беседу
вел Константин Межлумян 33
Владимир Цыбин. Дни, которые никогда не кончаются. О тридцати
выпусках сборника «День поэзии» 42
Владимир Лазарев. Лицо и душа культуры. Беседу вел Сергей
Субботин 68
Николай Старшинов. Дорога к читателю. Беседу вела Людмила
Антипова 88
С. Пузанов. Книга-птица. Беседу вел С. Сергеев 98
Ал. Романов. Истинно народные. 104
БИБЛИОТЕКИ
И БИБЛИОФИЛЫ
Александр Никитин. Книжное сокровище Поленовых, или Загадка
экслибриса «ДВП» 115
Г. Злочевский. Библиотекарь Главного архива 125
ПОИСКИ
И НАХОДКИ
Ю. Ерофеев. Об одной находке Демьяна Бедного 143
М. Толмачев. Пять книг с автографами Марины Цветаевой 150
Евграф Кончин. Загадки шаевского изгнанника 161
В
СОДРУЖЕСТВЕ МУЗ
Эльдар
Рязанов. Мой лучший собеседник. Беседу вела Ирина Барметова
171
Юрмй Благое. Ни дня без шутки. Опыт моноинтервью 181
Ю. Герчук. Книга в мире вещей 190
РЕЗЦОМ
И КИСТЬЮ
Дмитрий Бисти. Над чистым листом. Беседу вел Анатолий Королев
197
А. Асоян. «Божественная комедия» в библиотеках русских писателей
218
Яков Бейлинсон. Звездные сюжеты экслибрисов 230
ДЕЛА
МИНУВШИЕ
A. Кузнецов. Поэтесса, художница, издательница 239
Юному книголюбу
Анатолий Клышко. Франциск Скорина. Перевод с белорусского и
предисловие Константина Ковалева 258
НАША
ПОЛКА
Виктор Утков. В добрый путь! 303
Е. Немировский. Чудесная библиофильская редкость 306
B. Мануйлов, Л. Назарова. Факсимильное издание «Стихотворений
М. Лермонтова» 310
А. Соловьев. Книжный мир историка Забелина 312
В
ПОЭТИЧЕСКОЙ РУБРИКЕ
Сергей Бобков. Улисс 67
Вииви Луик. Стихи — это все-таки проза. Перевела с эстонского
Ирина Махонина 97
Ираклий Абашидзе. Сердце поэта. Перевел с грузинского Сергей
Бобков 112
Ирина Махонина. Спрошу себя 189
Владимир Бурич. Ода библиографам 236
Именной указатель 315
Коротко об авторах 321
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Книга
: исследования и материалы : сборник / гл. ред. Н. М. Сикорский.
– М. : Книга, 1965. – 336 с.
Из содержания:
I.
Советское книгоиздательство и книгораспространение
Н.
М. Сикорский. Книга и наука о книге 5
С. Ф. Костржевский. Как ускорить выход книг в типографии 17
Г. Н. Альтшуль. Книжная торговля на селе 33
Н. К. Аргутинская. О создании книг по истории фабрик и заводов
58
II.
Теория и практика редактирования книги
Н. П. Лавров. Редакционно-текстологическая подготовка собраний
сочинений советских писателей 76
Р. Г. Абдуллин. О работе редактора с автором в книжном издательстве
104
Д. И. Винокуров. О научно-справочном аппарате энциклопедических
изданий 117
III.
Теория и практика библиографии. Библиотековедение
И. П. Кондаков. Советская библиотечно-библиографическая классификация
128
IV.
Оформление книги
А. Д. Гончаров. В. А. Фаворский — художник книги 140
К. Б. Телингатер. О графемах алфавита 156
V. История книги
Л. П. Киселев. Происхождение Московского старопечатного орнамента
167
И. Кацпржак. Начало издательской и типографской деятельности
Московского университета 199
Е. Баренбаум. Из истории русских прогрессивных издательств
60-х — 70-х годов XIX века. (Женская издательская артель М.
В. Трубниковой и Н. В. Стасовой) 223
VI.
Материалы и сообщения
С. Лихтенштейн. Заметки о популяризации 242
А. Мануйлов. Персональная энциклопедия как тип издания 263
VII.
Хроника. Рецензии
Обсуждение назревших проблем советского книговедения 270
Хроника книговедения 290
Ленин и книга 292
Книговедение. Указатель литературы, выпущенной в 1961—1964
гг. 295
-
Книга – воспитатель и друг : сборник / сост. А. Ф. Залетный.
– М. : Московский рабочий, 1982. – 224 с.
Из содержания:
Книга и комплексный
подход к воспитанию 15
Москва
— крупнейший центр книгоиздания 33
Книги
о ленинских памятных местах Москвы 47
Москва
— самый читающий город 61
Книга
и формирование научного мировоззрения трудящихся 77
Книги
о социалистическом соревновании 84
Книга
и нравственность 98
Роль
книги в культурной жизни Москвы 114
Журналистская
забота о книге 126
Книга
— наставник молодого москвича 141
Книголюбы:
воспитание печатным словом 152
Книги
по истории Москвы — важный источник патриотического воспитания
166
Молодежные
интернациональные издания 184
Международные
связи издательств и библиотек Москвы 197
Зарубежные
издания о Москве и москвичах 210
|
-
Осетров Е. Мир первопечатника (к 400-летию со дня смерти Ивана
Федорова) / Е. Осетров. – М. : Знание, 1983. – 64 с. – (Новое
в жизни, науке, технике).
Аннотация
:
В декабре 1983
года исполняется 400 лет со дня смерти (год рождения неизвестен)
основателя книгопечатания в России и на Украине, русского, украинского
и белорусского печатника, выдающегося просветителя, создателя
первых печатных учебных книг Ивана Федорова.
В брошюре, посвященной этой дате,
в живой форме рассказано все, что известно сейчас о жизни и делах
Первопечатника, о его окружении и предшественниках.
|
|
|
|
|
Раздел
3. "Творческое воплощение праздника слова" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|