ДО 1 ЯНВАРЯ 2015 БИБЛИОТЕКА СИМФЕРОПОЛЬСКОГО КООПЕРАТИВНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Web-САЙТ БИБЛИОТЕКИ СКТЭК - http://cktek.crimea.ua./lib_ctek/index.htm
 

 

 

Поиск по сайту

  
КАРТА САЙТА




 
Рекомендательный тематический
список литературы
«ИЗУЧАЕМ КОНСТИТУЦИЮ КРЫМА»


 

 

Информационный дайджест
" Символика связи вековой"

Рекомендательный тематический
список литературы
" Право и система права Российской Федерации"

Издательский проект
"Навечно в истории
России !"

Рекомендательный тематический
список литературы

" Изучаем историю России"

Поэтическая страничка
"Я ЛЮБЛЮ
ТЕБЯ РОССИЯ"



Рекомендательный тематический
список литературы

"Освобождение
столицы Крыма "



Тематическая
выставка

"Он землю родную пошёл защищать"

 

Поиск в Интернете

СТАРЫЙ САЙТ СКТЭК
(сформирован до 1.1.2015 г.)

 

Статистика
HotLog
Яндекс.Метрика
Цитируемость
Яндекс цитирования
 
     Зачем и кому нужно знать содержание Конституции? // Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : с комментариями для изучения и понимания / сост. : Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 59-60.
 
      Комментарии (от лат. commentarium) – это рассуждения по поводу документа, книги, доклада, сопроводительные соображения, критические замечания по поводу чего-либо, призванные растолковать информацию, содержание и смысл написанного или высказанного. Термин комментарии отличается от близкого к нему термина комментарий в значении официальный комментарий, т.е. общепринятое, признанное официальными органами толкование отдельных положений текста. Официальный комментарий Конституции Российской Федерации вправе осуществлять единственный орган – Конституционный Суд Российской Федерации, решения которого являются обязательными для всех организаций и лиц, применяющих положения Конституции на практике.
     Неофициальные же историко-правовые, научные комментарии, осуществляемые учеными, специалистами в области обществознания, управления, экономики, правоведения, истории, призваны разъяснить, помочь глубже понять основные положения Конституции. Они способствуют уяснению ее статей, раскрытию смысла фраз, иногда изложенных на не всегда понятном широкой аудитории юридическом языке.
     Почему и для кого приходится комментировать Основной Закон страны, общенародно обсужденный и одобренный большинством ее населения в процессе референдума? Дело в том, что далеко не все статьи и положения Конституции изучены жителями России в достаточной степени.
     Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 г. С того времени много воды утекло, подросло новое поколение, значительно изменилась политическая и экономическая ситуация. Но дело не только в этом.
     Многие люди убеждены в том, что Конституция написана для юристов, органов государственной власти, судов разной инстанции, депутатов и других лиц, решающих судьбы страны, общества, рассматривающих конфликтные ситуации. Понимание того неоспоримого факта, что Конституция есть узаконенные правила нашей жизни, существования каждой семьи, человека, личности, не дошло до сознания всех граждан России. Одни все еще считают, что Конституция – это «парадная вывеска», политические лозунги, как это и было во времена советской власти; другим содержание Конституции представляется сложным для восприятия, поскольку изложено сухим, канцелярско-бюрократическим языком, не позволяющим понять, скажем, как обычный человек может воспользоваться конституционно закрепленными нормами права; третьи просто ленятся читать и изучать Конституцию своей страны, находя более интересные занятия.
     Комментарии к Конституции призваны облегчить понимание этого основополагающего документа, смысла его статей. Такие комментарии необходимы, в первую очередь, школьникам, студентам, которые в силу своего возраста не участвовали в обсуждении и принятии нынешней Конституции и которые изучают ее в школах и вузах.
     Молодежь должна (и даже обязана) знать Конституцию своей страны не только для сдачи экзаменов и зачетов, но и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей, определения своих места и роли в обществе.
      Знание Конституции страны необходимо ее гражданам, чтобы:
а) осознавать свои права и свободы, предоставляемые Основным Законом;
б) применять конституционно закрепленные права в собственных интересах и в интересах сограждан;
в) использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод.

 
     Явкин С.С. Право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления // Закон и право. – 2016. – № 6. – С. 49-53.
 
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Фе¬дерации1 в ст. 12 предусматривает самостоятельность местного самоуправления з пределах своих полномочий. В развитие указанной нормы в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ закреплено право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
Самостоятельность населения при определении структуры органов местного самоуправления не является абсолютной и ограничена общими принципами организации системы органов местного самоуправления, установление которых по Конституции РФ (ст. 72, ч. 1, п. «н») отнесено к совместному ведению России и субъектов Российской Федерации.
     В свою очередь, как отмечал Конституционный Суд РФ2, законодательное регулирование общих принципов организации системы органов местного самоуправления не может быть произвольным: оно должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации и не допускать ограничения прав граждан на участие в его осуществлении иначе как в соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. обеспечения обороны страны и безопасности государства. …
…. Близким по значению к вопросу о порядке формирования органов местного самоуправление является вопрос о порядке замещения муниципальных должностей, в частности, должности главы муниципального образования.
    Способ замещения должности главы муниципального образования предопределяет его место в структуре органов местного самоуправления, взаимоотношения с органами местного самоуправления и служит главным критерием для дифференциации вариантов организации местного самоуправления и выделения среди них таких моделей, как «сильный мэр – слабый совет», «слабый мэр – сильный совет», «совет – управляющий».
    Следовательно, вопрос о способе замещения должности главы муниципального образования относится к числу основополагающих при реализации населением конституционного права на самостоятельный выбор модели структуры органов местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, подходящей для наиболее эффективного решения вопросов местного значения в конкретном муниципальном образовании. ….
 
     Дьяченко О.В. Значение конституционной формы для обеспечения прав человека // Закон и право. – 2016. – № 6. – С. 35-37.
     
….. Вообще, следует отметить, что права человека как образ справедливости и равенства нередко уступают в практической плоскости понятиям целесообразности, интереса и стабильности и т.п. Ценность права в первую очередь состоит в его абсолютном масштабе, суть которого не в количественно-качественных признаках, а форме равного, прежде всего, формально равного сосуществования людей в обществе.

      Отдельное субъективное право не может измеряться количественной оценкой и иными экономическими инструментами, иными словами, право собственности на книгу равно всегда праву собственности на нефтяной концерн.

     Для ответственной традиции конституционализма, по крайней мере в его современной форме, характерно провозглашение идеи прав человека как смыслообразующего и одновременно сдерживающе-упорядочиваюшего начала государственно-властной и местно-властной деятельности.

     Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

     Примеры конституционных актов других стран позволяют сделать вывод о том, что права человека не всегда провозглашаются в национальных конституциях как некий абсолютный принцип государственной деятельности. …..

     
Информационный дайджест
"ОСНОВНОЙ
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Уважаемые пользователи!
Обращаем ваше внимание на то, что информационный дайджест
сформирован к Дню Конституции Российской Федерации на основе новых поступлений.
В разных аспектах представленный материал на бумажных носителях
доступен для ознакомления в читальном зале библиотеки колледжа.
На настоящей web-странице представлена полнотекстовая и библиографическая информация,
которая позволяет изучать Конституцию Российской Федерации. удалённо и с различных сторон.
 
       Краткая историческая справка // Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : с комментариями для изучения и понимания / сост. : Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 60-62.
 
    .......В России отмечались многочисленные попытки создания и утверждения конституций, а затем их периодическая смена. Еще в 1825 г. участники декабрьского восстания («декабристы») готовили конституционные документы о замене монархического строя демократическим. Пользовалась популярностью и идея конституционной монархии. К концу XIX в. появились такие элементы конституционализма, как земства и суды присяжных заседателей. Под воздействием революции 1905 г. были созданы конституционные органы власти в виде Государственной думы и ставшего более демократическим Государственного совета. Манифест Государя Российской империи и принятые в 1906 г. законы о государственном управлении иногда называют первой российской конституцией, хотя официального ее провозглашения тогда сделано не было.
     Смена многих конституций в России связана со становлением советской власти после Октябрьской революции 1917 г. (которую многие считают не революцией, а переворотом). Разработка проекта российской социал-демократической конституции после февральской революции 1917 г. так и не была завершена. Захватившие власть большевики действовали в этом направлении более решительно: в июле 1918 г. была провозглашена Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), основанная на принципах диктатуры пролетариата, передачи власти советам рабочих и крестьянских депутатов, национализации средств производства, построения социализма. В январе 1924 г. (после создания в 1922 г. Советского Союза) была принята Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (Союза ССР), сохранившая основные черты Конституции РСФСР.
     Пытаясь придать советскому строю видимость не присущей ему демократии, коммунистические власти страны приняли в декабре 1936 г. внешне либеральную, демократическую «сталинскую» конституцию, провозгласив «в интересах трудящихся и в целях укрепления социалистического строя» права и свободы, которые, однако, никогда не соблюдались.
      Обновленная в 1977 г. «брежневская» Конституция СССР немного расширяла гражданские права, но закрепляла роль Коммунистической партии как главной руководящей силы, не предусматривала прямого действия конституционных прав, не обеспечивала независимости судебной власти от государства.
     После начала «перестройки» в 1985 г. в Конституцию СССР и в Конституцию РСФСР вносились отдельные изменения, способствующие их демократизации, расширению конституционно гарантированных свобод.
     Действующая ныне Конституция Российской Федерации, превратившая Россию в президентскую республику, закрепившая ее федеративное устройство, была принята в результате всенародного референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В референдуме приняли участие 54,8% избирателей, большинство которых (58,4%) высказались за принятие предложенного проекта. В отличие от предыдущих российских конституций в ныне действующей четко продекларированы принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, определены права регионов – субъектов Федерации; высшей ценностью признан человек, наделенный правами и свободами. В то же время предшествовавшая принятию Конституции политическая борьба наложила отпечаток на ее содержание, в частности обусловила ее чрезмерную ориентацию на укрепление президентской власти в стране.
 
       Основное содержание Конституции Российской Федерации // Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : с комментариями для изучения и понимания / сост. : Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 66-70.
     
      Конституция Российской Федерации состоит из краткого введения (преамбулы), первого раздела, включающего 9 глав, разделенных на 137 статей, и второго раздела, содержащего заключительные и переходные положения в виде 9 пунктов.
     Во введении указывается, исходя из чего и во имя чего многонациональный народ России принял Конституцию своей страны, подчеркиваются общность судьбы россиян, исторически сложившееся государственное единство, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, принципы равноправия и самоопределения народов, стремление к благополучию и процветанию России, вхождение в мировое сообщество как фундаментальные предпосылки принятия Конституции.
     Базисные, отправные положения Конституции сконцентрированы в ее первой главе «Основы конституционного строя», состоящей из 16 статей, – их содержание воплощает принципы, на которых основываются остальные части, статьи документа. Это своего рода «маленькая конституция внутри большой конституции», так как согласно ст. 16 «никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».
      Столь же важное, определяющее значение для граждан страны имеет вторая глава Конституции под названием «Права и свободы человека и гражданина». В ней содержится наибольшее количество статей – 48, что призвано подчеркнуть направленность всего документа прежде всего на соблюдение интересов личности, обеспечение и охрану прав и свобод россиян.
      Проведем структуризацию прав, декларируемых в Конституции, разделив их на гражданские, политические, экономические, социальные.
Гражданские права:
1. Право на жизнь.
2. Охрана достоинства личности.
3. Свобода и личная неприкосновенность.
4. Неприкосновенность частной жизни.
5. Неприкосновенность жилища.
6. Свободный выбор национальной принадлежности и языка.
7. Свобода передвижения и выбора места жительства.
8. Свобода совести и вероисповедания.
9. Свобода слова.
10. Право не свидетельствовать против себя и близких родственников.
11. Возможность осуществлять в полном объеме свои права начиная с 18 лет.
12. Право иметь двойное гражданство.
Политические права:

1. Право создания общественных, политических объединений.
2. Признание политического многообразия, многопартийности.
.
3. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия
4. Право на участие в управлении.
5. Право избирать и быть избранным.
6. Свобода массовой информации.
Экономические права:
1. Свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Право частной собственности на землю и имущество, наследование имущества.
3. Свобода труда, выбора деятельности и профессии.
4. Право на труд и на оплату труда не ниже установленного законом уровня.
5. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая забастовки.
6. Право на жилище.
7. Право на возмещение государством нанесенного государственными органами вреда.
Социальные права:

1. Право на отдых.
2. Защита государством материнства и детства.
3. Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
4. Охрана здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи.
5. Право на образование.
6. Право на благоприятную окружающую среду.
7. Свобода творчества и участие в культурной жизни.
8. Право обвиняемого не доказывать свою невиновность.



     Область действия, механизмы реализации, нормы указанных основных и других конституционных прав человека и объединений граждан определены и сформулированы либо в самой Конституции, либо в законодательных актах.
     Наряду с правами Конституция России содержит и основные обязанности граждан:
1. Уплата законно установленных налогов и сборов.
2. Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.
3. Защита отечества, несение военной службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы.
4. Недопущение нарушения прав и свобод других лиц.
5. Забота трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях.

      

     Конституция устанавливает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конкретизирует это понятие глава 3 Конституции, имеющая адекватное название «Федеративное устройство» (ст. 65-79). В этой главе приведен перечень субъектов Российской Федерации, установлены их статус и права, разделены предметы ведения, объекты управления, полномочия Федерации и ее субъектов, регламентированы денежные отношения между Федерацией и субъектами Федерации.
      Значительное внимание в Конституции России уделено органам власти и управления страной. Так как Российская Федерация имеет президентскую форму правления и Президент, который «является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (ст. 80), наделен рядом самых высоких полномочий, в Конституции имеется специальная глава 4 – «Президент Российской Федерации», в которой устанавливаются функции Президента, определяется, кто может быть Президентом, порядок его избрания, вступления в должность, освобождения от должности.
     Отдельные главы Конституции (главы 5-7) определяют цели, задачи, полномочия, состав, порядок формирования и роспуска, предмет деятельности, порядок принятия решений, способы взаимодействия высших органов законодательной, исполнительной, судебной власти в стране. Согласно Конституции представительным и законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95). Конституция закрепляет права членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в частности устанавливает их неприкосновенность в течение всего срока правомочий. В главе 5 Конституции, названной «Федеральное Собрание», установлен порядок принятия федеральных законов Российской Федерации.
     В главе 6 Конституции «Правительство Российской Федерации» (ст. 110-117) определены структура Правительства, осуществляющего исполнительную власть в стране, порядок рассмотрения и утверждения кандидатур Председателя Правительства и членов Правительства, функции Правительства, осуществляемые им меры и полномочия по управлению экономикой, финансами, бюджетом, обеспечению обороны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики, охране собственности, борьбе с преступностью.
     Статьи главы 7 Конституции «Судебная власть» (ст. 118-129) устанавливают порядок осуществления правосудия в России, принципы функционирования судебной системы. Конституция фиксирует независимость суда, несменяемость и неприкосновенность судей, открытость разбирательства дел в судах. Специальные статьи посвящены положениям о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 125), Верховном Суде (ст. 126), Высшем Арбитражном Суде (ст. 127), судьях (ст. 128), Прокуратуре (ст. 129).
     Функции и полномочия местных органов управления, их права изложены в главе 8 Конституции « Местное самоуправление» (ст. 130-133). Конституция закрепляет демократические основы управления на муниципальном уровне путем предоставления населению права самостоятельно решать вопросы местного значения путем прямого волеизъявления или через выборные и другие органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции изложен в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (ст. 134-137).
     Завершает Конституцию второй раздел «Заключительные и переходные положения», определяющий порядок принятия и вступления в силу действующей Конституции, устанавливающий приоритет положений Конституции по отношению к другим законам и правовым актам, а также предписывающий порядок перехода к вновь принятой Конституции и соответствующие ему действия органов высшей государственной власти.

 
      Принципы, составляющие основу Конституции Российской Федерации // Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : с комментариями для изучения и понимания / сост. : Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – 3-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 63-66.

Конституция Российской Федерации основана на принципах, признанных в демократических странах, отраженных во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций в декабре 1948 г. В соответствии со своим назначением Конституция прежде всего отражает отношения между государством и народом, государством и человеком.
Если прежние российские конституции исходили из главенствующей роли государства, то в нынешней провозглашено главенство человека, его прав и свобод как высшей ценности (ст. 2). Согласно Конституции все люди признаются равными перед законом и судом вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, места жительства и других обстоятельств (ст. 19). Конституция гарантирует гражданам России право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, достоинство, свободу выбора места жительства, передвижения, мысли и слова, вероисповедания.
Таким образом, есть основания утверждать, что принцип соблюдения прав человека, гражданина и свободы личности является основой ныне действующей российской Конституции и проблема заключается лишь в том, насколько этот принцип соблюдается государством, т.е. органами власти.
В Конституции Российской Федерации отражены принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их взаимодействие в процессе управления экономикой и обществом, установлен порядок осуществления определяющих государственных функций при главенствующей роли Президента России. Это чрезвычайно важно, так как в стране временами наблюдается несогласованность действий и даже противостояние ветвей и органов государственной власти. Благодаря тому, что в Конституции России определены, установлены полномочия высших органов управления, удается в определенной степени сгладить противоречия и предотвратить нарастание напряженности, обеспечить функционирование государственной машины управления.
Основой конституционного строя России является положение, согласно которому наша страна представляет собой федеративное государство с республиканской формой правления (ст. 1). Субъекты Федерации – республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа – признаны равноправными. Республикам предоставлено право иметь свои конституции и законодательство, а всем субъектам Федерации – свои устав и законодательство (ст. 5). Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации основана на принципах федерализма, исходит из равноправия и самоопределения народов, единой, целостной системы управления государством при одновременном предоставлении высокого уровня самостоятельности регионам и разграничении полномочий между органами управления Федерацией и ее субъектами. Такой подход позволяет сглаживать противоречия между интересами федерального и регионального уровней.
     Конституция, являясь основным, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, перечень которых в связи с этим выглядит следующим образом:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конституции субъектов Федерации.
3. Федеральные конституционные законы (например, Закон о Конституционном Суде Российской Федерации).
4. Указы и распоряжения Президента России.
5. Федеральные законы.
6. Законы субъектов Федерации.
7. Постановления и другие нормативные акты Правительства России, его ведомственных органов
8. Постановления и положения административно-управленческих органов регионов.
9. Постановления и положения муниципальных органов управления.
10. Положения, постановления, приказы, инструкции, принимаемые руководящими органами, дирекциями организаций, учреждений, предприятий.


     Принцип высшей юридической силы Конституции России означает не только верховенство этого Основного Закона в иерархии законодательно-нормативных актов, но и то, что ни один из перечисленных выше актов не должен входить в противоречие с Конституцией. Иначе говоря, нельзя принимать законы, противоречащие Конституции страны.
     Но и Конституция страны должна формироваться и утверждаться таким образом, чтобы ее статьи не противоречили общепринятым и общепризнанным нормам мирового права. В Конституции России закреплено положение, в соответствии с которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные нормы Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).
     Весьма важен принцип прямого действия Конституции России, согласно которому нормы права, зафиксированные в Конституции, могут применяться непосредственно, напрямую в случае очевидности распространения их действия на данный процесс или событие.
     Например, п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусматривает необходимость официальной публикации законов и запрещение применения неопубликованных законов. Это означает, что согласно Конституции никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение пусть даже принятого, но неопубликованного закона – в этом случае Конституция реализует прямое защитное действие.
     Нормы Конституции применяются прямо и непосредственно также во всех случаях, когда в суде или иной инстанции рассматривается особая ситуация.
     Особой в данном случае считается такая ситуация, применительно к которой российские законы не содержат конкретной нормы права, распространяющейся на нее, или наблюдается противоречие в разных нормах права, относящихся к рассматриваемой ситуации.
     Ясно, однако, что непосредственно применить положения Конституции для регулирования любого хозяйственного процесса не представляется возможным, иначе можно было бы ограничиться одной только Конституцией и не принимать других законов. Положения Конституции Российской Федерации, как и любой другой, носят настолько общий характер, что необходима их детализация и интерпретация в законодательных актах более низкого уровня.
     Например, согласно ст. 3 Конституции России единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Но как именно народ будет осуществлять свою власть, скажем, в управлении государственной собственностью? Прямой ответ на данный вопрос Конституция не дает (и не призвана дать!) – для этого существуют законы о собственности, жилищный и другие кодексы.
   
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      
     Павленко Е.М. Культура прав человека: типы и уровни // Право и закон. – 2016. – № 1. – С. 49-51
     Права человека в XXI в. стали общепризнанной нормой человеческой жизни для всего цивилизованного мира. Как универсальная ценность они имеют всеобъемлющее значение. Уважение прав и основных свобод человека – один из важнейших принципов национального и международного права. Нет ни : одного государства в современном мире, которое бы не признавало, что уважение, соблюдение и зашита прав и свобод человека являются существенным условием прочного мира, безопасности, справедливости и благополучия.
      В каждой отдельной стране формируется национальное конституционное регулирование прав личности под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, принятая и приемлемая для общества концепция прав личности, уровень общественного сознания в политической и правовой области. Все это приводит к различиям между отдельными странами как в содержании перечня прав личности, так и в механизмах их реализации и защиты.
     Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2). Однако декларирование отдельных прав человека в Конституции РФ часто носит формальный характер, а ситуация с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в нашей стране далека от желаемой. Одна из причин этого состояния – слабая информированность общества в сфере прав и свобод человека, отсутствие элементарных знаний в данной области и, как следствие, – доминирование правового нигилизма и инфантилизма в обществе. ……
….. Уникальность культуры прав человека заключается в тесной связи ее основных частей. В качестве таких элементов, или признаков, данной категории можно выделить: знания, мировоззренческие установки или взгляды, эмоции и чувства, навыки и умения, находящиеся в системном взаимодействии. …..
…. Необходимо также учитывать многогранный и многоуровневый характер культуры прав человека. Целесообразно подразделить ее по субъектам на следующие типы:
1) культуру прав человека общества в целом;
2) культуру прав человека отдельных социальных групп;
3) индивидуальную культуру прав человека конкретной личности.
 
      Дрокина А.С. Конституционно-правовое регулирование института референдума // Закон и право. – 2016. – № 1. – С.62-65.
 

       Референдум занимает особое место в системе форм непосредственной демократии, позволяя участникам референдума напрямую реализовывать закрепленное ст. 3 Конституции РФ право на участие в управлении делами государства.
      На момент принятия Конституции России вопросы проведения референдума регулировались Законом РСФСР «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 г. № 241-1, согласно которому референдум определялся как всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Законом также устанавливался закрытый перечень вопросов, по которым референдум назначаться не может – изменение статуса и территориальной целостности субъектов Федерации, бюджет, налоги, амнистия, помилование, введение чрезвычайного положения.
       В современном понятийном смысле референдум – это форма прямой демократии, обеспечивающая принятие или отклонение публично-властного решения путем голосования. «Именно народ, государственно организованный и выступающий в качестве особой государственно- и международно-правовой личности играет решающую роль в системе демократии и именно на его согласии – в этом и заключается главным образом смысл юридического догмата народной воли – государство может основывать свою власть, а из договора с ним – выводить свои полномочия». ….
…. Референдум определяется федеральным законодателем в числе приоритетных способов воле¬изъявления граждан, что означает решающее и определяющее значение решений, принятых на референдуме, по сравнению с решениями, принятыми представительными органами. Подлинно демократический референдум является тем связующим звеном между государством и гражданином, которое позволяет не только формировать на широкой социальной основе правовую базу государства, но и поднимать на новый уровень правосознание и правовую культуру населения страны. …

… В России институт референдума регулируется следующими актами:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации»;
  • Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. …..

    ….. Обобщая законодательство, регулирующее институт референдума в нашей стране, к правовым ограничением инициирования, назначения и проведения референдумов могут быть отнесены:
  • ограничение предмета референдума;
  • ограничения по времени инициирования, назначения и проведения референдумов (повторный референдум, чрезвычайное положение);
  • установление порядка реализации права граждан РФ на инициирование референдума, а также ограничения этого права. ….

    ….. Референдум как всенародное голосование по вопросам государственного значения и свобод¬ные выборы как способ формирования органов народного представительства являются высшими формами непосредственной демократии, которые равноценны, взаимосвязаны, дополняют друг друга, несмотря на то, что каждая имеет собственное предназначение в процессе осуществления народовластия. Федеральный законодатель не вправе отменить или умалить само принадлежащее гражданам Российской Федерации право на участие в референдуме либо несоразмерно его ограничить. ….

 
      Свиридов Н.Н. Конституционно-правовое регулирование деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Российской Федерации // Закон и право. – 2016. – № 9. – С. 32-38.

     В современных условиях глобальной политической и экономической турбулентности успех каждого государства будет зависеть от того, насколько оно окажется способным эффективно мобилизовать свой потенциал во всех сферах, и прежде всего в сфере организации публичной власти. Одним из важнейших уровней публичной власти, наиболее приближенным к гражданам, обладающим уникальной возможностью оперативного получения конкретной, практически значимой информации о состоянии экономики, социальной и культурной сферы «на местах», ресурсами непосредственного вовлечения граждан в принятие общезначимых решений, является уровень муниципальной власти. …..
      «… Традиционный взгляд на исполнительную власть как власть, предназначенную только для исполнения законов и других решений представительных органов, претерпевает определенные изменения. Исполнительная власть в условиях глобализации все больше ориентируется на учет внешних факторов, на использование новейших технологий и возможности технического прогресса. Именно она выступает главным источником законодательных или правотворческих инициатив». ….
      … Конституционно-правовой статус исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления определяется, прежде всего, нормами Конституции Российской Федерации о том, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12), а также «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» (ч. 1 ст. 132)8.
       В то же время самостоятельность муниципальной власти несколько уравновешивается Конституцией Российской Федерации указанием на то, что «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству» (ч. 2 ст. 132). …
© Симферопольский торгово-экономический колледж

©СТЭК; © СКТЭК; © Ядрова Г.В . - выставлено 10.12.2016 г.